http://www.proletarism.ru - новый сайт ПДП

Да здравствует ПРОЛЕТАРИЗМ!
PROLETARISM
Партия Диктатуры Пролетариата
Стачком Самары. (Stachkom)

RussianEnglishFrenchSpanishGermanFinnish
О низшей фазе коммунистического общества А. Б. РАЗЛАЦКИЙ Стачком Самары stachkom

-Биография А.Б.Разлацкого.

-Григорий Исаев о Разлацком А.Б.

 
Работы А.Б. Разлацкого:
"Второй Коммунистический Манифест"
-Предисловие:
-Глава I
-Глава II
-Глава III
-Глава IV
-Глава V
 
-Заметки на полях истории.
 
-Природа собственности.(схема исследования)
 
-Революции рождаются в массах.
 
-США, социализм, мы...
 
-Тенденции текущиго момента.
 
-Турбулентность общественного развития и стратификация надстройки.
 
-О низшей фазе коммунистического общества...
 
-Чего не желает знать наша интеллигенция.
 
-Стихи А.Б.Разлацкого.
Кому отвечать?
 

-Глава 1
-Глава 2
-Глава 3
-Глава 4
Подписка на 
stachkomru
-Всеобщий закон организованного развития материи. (ВЗОРМ)
-Дополнение к ВЗОРМ -Разграниченные циклы - расходятся. Так ли это и почему?.
-Марксизм есть не только передовая наука, но и революционное мировоззрение одновременно.
Принципы Диалектики.

Ниже находятся работы А.Б.Разлацкого, которые еще не сверены с его рукописями, а поэтому в них могут встречаться отдельные неточности. Если кто захочет перевести их или взять для широкого распространения, убедительно просим, прежде чем это делать, обязательно надо связаться с нами для выправления неточностей в текстах.
  -Совпадение закона развития социальных событий и ВЗОРМ.
  -Уголовный кодекс социалистического государства. И еще 3 короткие работы.
  -Диалектика развития партии.
  -Следует различать империализм государственный и империализм экономический.
  -ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  -4 небольшие работы.
  -Отдельный лист из архива А.Б.Разлацкого.
  -Сознание масс.
  -Социализм побеждает.
Subscribe to 
proletarism

А. Б. РАЗЛАЦКИЙ

* * *

О низшей фазе коммунистического общества, возникающей непосредственно вслед за переходом политической власти и собственности на средства производства в руки пролетариата, Маркс говорил:

"Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, носит еще отпечаток старого общества, из недр которого оно вышло". (Цитата по переводу, использованному Лениным в работе "Государство и революция" - Ленин, т. 33 стр. 91).

Как долог этот период? Чем определена его продолжительность?

Полувековая история социалистического общества в нашей стране позволяет поставить тот же вопрос по-иному. Не является ли наше общество, отделенное от капиталистического общества жизнью поколений, социалистическим обществом, развивающимся на своей собственной основе? Положительный ответ на этот вопрос определил бы качественное отличие нашего общества от общества, определяемого цитатой Маркса, позволил бы утверждать, что для нашего общества характерны иные законы, отличные от законов начальной стадии социализма.

Однако дать положительный ответ мы не можем.

"Теоретически не подлежит сомнению, что между капитализмом и коммунизмом лежит известный переходный период. Он не может не соединять в себе черты или свойства обоих укладов общественного хозяйства. Этот переходный период не может не быть периодом борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом; - или иными словами: между побежденным, но не уничтоженным, капитализмом и родившимся, но совсем еще слабым, коммунизмом".(Ленин, т. 39 с. 259)

Так писал Ленин в 1919 году в статье "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата".

Итак, борьба между капитализмом и коммунизмом продолжается вплоть до полной победы коммунизма. Социализмом или низшей фазой коммунистического общества и называется весь период этой борьбы.

Совершенно очевидно, что эта борьба и не может прекратиться, например, с полной ликвидацией буржуазии как класса. Она и после этого продолжается как борьба с частнособственническими тенденциями в сознании членов победивших классов, как борьба с унаследованной от капитализма системой взглядов, системой разрушающейся, но не вполне разрушенной и еще проявляющейся в общественных отношениях.

Наличие отпечатков капитализма следует видеть и в равном праве на оплату по труду, которое, как отмечал Маркс в "Критике Готской программы", является еще правом буржуазным, и в самом существовании социалистического государства, которое и существует для того, чтобы, подавляя капиталистические тенденции, все ж охранять остатки буржуазных прав, еще необходимые обществу. Но не только в этом. Они сохраняются в отношениях между членами общества и коллективами, в отношении людей к материальным ценностям, в нравственности и морали. Они присутствуют в каждом индивидуальном сознании, сказываются на личных планах, образе действий, системе оценок и т. п.

Для нас это важно постольку, поскольку действие тех или иных социальных законов определяется уровнем развития сознания общества. В этом смысле социалистическое общество являет собой весьма сложную картину. В нем еще сохраняют силу социальные законы, перешедшие из капиталистического прошлого, но одновременно, в связи с развитием сознания, создаются все более благоприятные условия для действия иных социальных законов - законов коммунистического общества, сфера действия которых имеет склонность к расширению.

Но наличие общей тенденции к росту влияния законов коммунистических, к вытеснению буржуазных законов из жизни общества не говорит о том, что в каждом отдельном случае победа коммунистического над буржуазным предрешена. Даже совсем наоборот: это говорит о равенстве сил на каждом конкретном участке, о том, что победа коммунистического над буржуазным в этом упорном противостоянии достигается только тогда, когда происходит революционный сдвиг в сознании масс, когда революционно изменяется отношение масс к определенной совокупности явлений общественной жизни.

Очень часто мы имеем дело с ситуациями, в которых продвижение коммунистического происходит там, где необходимые революционные сдвиги осуществились лишь в сознании меньшинства, происходит потому, что поддерживается энтузиазмом, живой энергией этого меньшинства. Но энтузиазм не вечен, по прошествии некоторого времени он неизбежно угасает. И если к тому моменту не произошло решающих сдвигов в сознании масс, то коммунистическое вынуждено отступать, а буржуазное не только возвращает себе утраченные позиции, но и получает определенные преимущества в неустойчивой ситуации и может значительно упрочить свое положение. Именно в силу этого левацкие лихие наскоки и особенно левацкая настойчивость влекут чаще всего усиление реакции, контрреволюцию. Но если даже продвижение вперед (а только так - на энтузиазме меньшинства - мы и можем двигаться вперед, только такие прорывы и вызывают сдвиги в сознании масс), если очередной шаг в коммунистическом развитии был достаточно обоснован, то есть принципиально вполне осуществим при достигнутом уровне сознания - даже в этом случае недооценка особенностей ситуации, пренебрежение марксистским анализом достижений и неудач могут породить такие ошибки, которые подорвут начатое дело, отбросят назад и, может быть, разрушат самое платформу, с которой было начато выступление. Здесь следует прямо сказать: чем более серьезное дело мы затеваем, чем более решительное продвижение намечается, тем выше будет напряженность ситуации и тем больше риск потерпеть поражение и быть отброшенным. Но без этого нет и движения вперед. Ибо только ситуации высшего напряжения заставляют массы ответственно задуматься над выбором между старым и новым, а без этого нет и не может быть никаких сдвигов в сознании, никакой внутренней революции.

Движение вперед, к новому - всегда есть революционный процесс. Надеяться на то, что массы сами полностью подготовят себя к новому, сами выработают в себе стремление отбросить, да еще и одновременно, старые привычки и нормы жизни и приобрести новые, да еще и одинаковые, сходные новые - это экзистенциалистская чепуха. В условиях спокойно изменяющегося бытия такое не может произойти сразу в большинстве индивидуальных сознаний. Не говоря уж о различии индивидуального опыта и способностей, простое различие в возрасте служит решающим препятствием.

Как же так - при очевидной тождественности индивидуальных путей сознания - общество все же прогрессирует, переходит от одной стадии развития к другой?

Но суть-то в том, что общество - не просто совокупность индивидов. Общество есть общество, то есть совокупность индивидов, связанных между собой общением.

Конечно, человечество может качественно изменяться и изменяется под влиянием независящих от него изменений внешних условий его существования: меняется бытие и перестраивается соответственно сознание. Но корень саморазвития человеческого общества лежит именно в самом факте существования индивидов.

Это совсем не значит, что для осуществления каких-либо изменений люди должны договориться между собой. Из этого следует другое, из этого исходя, можно понять закон, определяющий общность, сходство процессов, которые приводят к качественным сдвигам в сознании общества. Процесс может быть более или менее локализован, может охватывать все человечество, одну страну или всего лишь семью, может касаться самых существенных сторон жизненного уклада или затрагивать, как, например, мода, лишь неглубокие области сознания - но последовательность его развития всегда предопределена, всегда проходит сходные фазы.

Каждый шаг в развитии общественного сознания имеет вполне определенную структуру. Назревающие в обществе противоречия получают отражение в сознании отдельных индивидов. Индивидуальные отражения различны - они зависят от степени причастности к данным противоречиям, от характера индивидов, от их потребностей, опыта, особенно эмоционального опыта. У одних индивидов эти отображения только лишь откладываются в сознании, запечатлеваются в той или иной форме, у других - становятся решающим фактором сознания, то есть определяют их действия. Единичные случаи такого измененного поведения обычно объясняются аномальными особенностями сознания индивидов, но их повторяемость, и есть вернейшее свидетельство назревания противоречий. Сам же измененный образ действий есть сознательная или бессознательная попытка найти разрешение этих противоречий.

По мере развития противоречий растет и число индивидов, озабоченных (в буквальном или переносном - в случае бессознательного поиска - смысле этого слова) их разрешением, и эта забота объединяет их в дееспособное по общественным масштабам, в социально значимое меньшинство. Но это меньшинство действует! Оно совершает поступки, которые так или иначе вмешиваются в жизнь, в бытие еще пассивного в данном отношении, еще инертного большинства. И вот когда обостренно воспринимающее противоречия меньшинство массовостью своих действий сумеет задать критический вопрос всему обществу в целом, когда действия меньшинства самым решительным образом нарушают спокойствие большинства, взломают ход его бытия - только тогда общество и оказывается перед необходимостью дать ясный ответ: как оно готово к разрешению имеющихся противоречий, способно ли оно к революционным переменам. Вот так, многократно повторяя подобные процессы, накладывая процессы различных масштабов друг на друга и то прогрессивно, то реакционно разрешая свои кризисы, общество и движется вперед, формирует свое будущее.

Этот экскурс в теорию развития общества, имеющую, конечно, более широкое значение, чем конкретные задачи данной работы, совершенно необходим, хотя бы для того, чтобы уяснить, что никакой прогресс немыслим без жесточайшей борьбы, без борьбы самого высокого накала, в которой поражения также неизбежны, как и победы.

Мы все - сторонники нового. Мы выступаем за прогресс. Нас приучили так говорить и так думать - и это самая безмозглая чепуха, которая вдобавок еще и выдается за пропаганду марксизма. Даже действительно вступая в борьбу за прогресс в одной области, мы остаемся ретроградами во многих других областях. И с этим ничего не поделаешь: такова уж человеческая природа, так она оберегает нас от опрометчивых поступков, так связывает нас с условиями, в которых - хорошо ли, плохо ли - но существовать мы можем. И чаще всего мы вообще не помышляем ни о каких прогрессивных переменах, целиком упирая свой интерес в количественную сторону: больше, богаче, лучше. Это тоже помогает двигаться вперед, но это не само движение - это всего лишь его подготовка. Для того, чтобы шагнуть, нужно поднять ногу, но ногу можно поднимать много раз и пониже и повыше, а шага так и не сделать.

Быть марксистом - это значит реально способствовать саморазвитию общества, его самодвижению к коммунистическому будущему. А это не так-то просто.

Быть марксистом - это значит быть чутким. Это значит внимательно улавливать тенденции общественного движения, тщательно исследовать их и давать им оценку и смело становиться на сторону прогрессивных тенденций.

Быть марксистом - это значит быть пристрастным. Марксизм объективен, но он объективно на стороне нового. Слишком много развелось таких "марксистов", которые "объективностью" называют свое обывательское равнодушие. Марксист должен быть пристрастным, то есть должен поддерживать новое не на словах и даже не сочувствием, а действием.

И самое главное: быть марксистом - это понимать что новое входит в жизнь не иначе, как в жестокой борьбе со старым. Подлинным сторонникам нового неоткуда ждать всемогущей поддержки, а противостоит им все общество. Вся сила нового обеспечивается только их собственными силами, их энергичностью и энтузиазмом. И в этом напряженнейшем противоборстве любая деталь может оказаться решающей, любой поворот - критическим. Удвоить и утроить силы в этой борьбе, с максимальной эффективностью использовать наличную энергию позволяет по возможности предельно глубокий анализ ситуации, по-марксистски объективный учет всех действующих в схватке сил, законов и тенденций.

Вот теперь, нарисовав почти бородинскую панораму, мы возвратимся к тому, казалось бы, совсем мирному вопросу, которому посвящена эта работа.

Ликвидировав частную собственность на средства производства, расправившись с классом капиталистов, мы приступили к коммунистическому строительству. А знаем ли мы, как это делать?

Нам необходимо знать направление движения. Знать настолько хорошо, чтобы всегда уметь разобраться в окружающих нас течениях.

Нам необходимо улавливать и учитывать все тенденции настоящего момента. Не перекрывать звуки времени громом красивых лозунгов, а внимательнейшим образом вслушиваться в них, ибо в реальных тенденциях, а не в красивых словах таятся лозунги завтрашнего дня.

Нам необходимо как можно более подробно знать объективные социальные законы, которые властвуют сегодня над обществом. Мы всегда должны помнить, что эти законы не провозглашаются, а выявляются, извлекаются из самой жизни общества, из всей грандиознейшей массы фактов, выражающих эту жизнь.

Браться за строительство коммунизма без овладения этими знаниями - ничем не лучше блуждания по лесу без компаса и карты.

1987 г.

 
| Наш ICQ #36931513 | stachkom@mail.ru
Слава Октябрю 1917-го года!
Да здравствует НОВЫЙ Октябрь!
Получить E-mail
@proletarism.zzn.com
Логин
Пароль
Вверх странички